0%
Администрация

Литургия Преждеосвященных Даров

Вчера, 3 марта, был пятый день Великого поста: в нашем храме «Спорительница хлебов» совершена Литургия Преждеосвященных Даров, а затем молебен Феодору Тирону с освящением колива.

Пятый день Великого Поста — особый. По окончании второй в этом году литургии Преждеосвященных Даров на средину храма выносится большой сосуд, наполненный зернами, вареными с медом, орехами, сухофруктами, и звучит канон мученику, Феодору Тирону. Традиции освящения колива уже более полутора тысяч лет.

Коливо, это греческое слово, которым у греческих христиан издавна принято называть пшеницу (либо другие злаки), сваренные с медом. Впоследствии в Церкви коливо стало ритуальной пищей, которая издавна освящалась на память великих святых, на большие праздники;
приносилась как поминальная в дни особой молитвы Церкви о усопших;
наконец, с 362 г. особым случаем освящения колива стала первая седмица Великого Поста.

Годы с 361 по 363 от Рождества Христова были очень непростыми для христиан: на престоле Римской империи тогда был Юлиан, прозванный «Отступником» за то, что, будучи крещенным христианином, отрекся от веры и попытался возродить в империи язычество.
Начались не только репрессии — известно о многих пострадавших за Христа в краткий период его правления — но и кощунственные выходки, имевшие целью надругаться над верой христиан. Так, на первой седмице Великого Поста 362 г. император велел окропить кровью жертвенных животных, которых язычники приносили своим «богам» все, что продавалось на рынке в Константинополе, ввиду чего, по его мнению, христиане оказывались вынуждены вкусить «идоложертвенную» пищу, тем не просто нарушив пост, но — как бы почтив «богов». При этом о замысле императора христиане не знали.

Ну а дальше произошло вот что:

Предстоятелю Константинопольской Церкви, архиепископу Евдоксию, явился не во сне, но наяву, как живой, неизвестный человек, который повелел: «Собери немедленно Христово стадо и прикажи всем православным, чтобы никто из них не покупал на торжищах яств, ибо они, по приказанию нечестивого царя, осквернены идоложертвенной кровью»; на недоуменный вопрос архиерея, чем же питаться тогда верным, человек этот сказал: «Дав им коливо, ты избавишь их от затруднений».

При этом оказалось, что слово «коливо» было незнакомо архиепископу, так что святой пояснил, что это — пшеница, сваренная с медом. Тогда же он назвал и свое имя — Феодор, пострадавший за Христа. Случай, вероятно, положил начало не только традиции церковного употребления колива, но и почитанию святого, который этим чудом стал известен Церкви.